Мода проходит, а стиль остается.
Коко Шанель
......Я
много раз ездил в Германию, но никак не приходилось побывать в
Дюссельдорфе. А очень хотелось, ведь Дюссельдорф наряду с Миланом,
Парижем, Лондоном и Нью-Йорком — один из пяти городов мировой
моды! И вот, наконец, повезло. Да как! Я познакомился там с известным
итальянским модельером.
......Первый
вопрос, который я ему задал:
......—
Как должен одеваться человек, чтобы его приняли за своего в приличном
обществе?
......Ответ
был непредсказуемым:
......—
Никогда не одеваться по моде!
......—
Но ведь вы бизнесмен, который создаёте эту самую моду и… зарабатываете
на ней! — Удивился я.
......Далее
последовали утверждения не менее неожиданные:
......—
Мода — это стандарты, а если вы творческая личность, то создадите
свой стиль. Мода — это рабство, а если вы свободно мыслящий человек,
то никогда не будете подчиняться рабским стандартам. Вспомните,
что говорила Коко Шанель: «Мода существует для тех, у кого не
хватает вкуса», и это верно. Посмотрите на эту модницу, — показал
он глазами на проходящую мимо женщину в модных тогда туфлях с
длинным узким носком, — разве эта модель пропорциональна её невысокому
росту? Ей место на венецианском карнавале, там в своей модно-шутовской
обуви она была бы уместна. А разве подходят для фигуры этой девушки
брюки с поясом на бёдрах, ведь у неё и без того низкая талия и
короткие ноги? Никакого благоразумия в отношении к себе: мода
предлагает — они надевают. И при этом, наверняка, считают себя
креативными личностями!
......—
Но ведь есть модные тенденции, которые подходят твоей внешности,
— не унимался я.
......—
Опромётчивость, с которой вы будете вносить изменения в свой проверенный
временем стиль, будет говорить если уж не о легкомыслии, то о
вашем непостоянстве. С такими людьми за пределами дискотек не
общаются. А вы, кажется, спросили о мире серьёзных приличных людей?
Так вот запомните: модничать — это навсегда утратить
свою репутацию!
......Я
соглашался с ним и недоумевал одновременно:
......—
Для кого же тогда Вы создаёте одежду?
......—
Одежда, которую я произвожу, как и всякий товар, имеет своего
потребителя. Наряды, рассчитанные на людей высшего круга, никогда
не бывают модными; в их кругу модничать считается дурным тоном.
Если и появляются новые интересные направления в дизайне одежды,
они должны устояться, потерять остроту новизны и утратить сенсационность,
только тогда я могу предложить их людям с отточенным и рафинированным
вкусом. Вещи, определённые мною для среднего класса, которые в
большинстве своём являются потребителями массовой культуры и вкус
которых не столь взыскателен, более подвержены модным тенденциям.
На одежде, предназначенной для них, я проверяю, насколько приживётся
модель, жду, чтобы она со временем утратила черты радикализма
и более соответствовала уравновешенному стилю.
......Модельер
был прав: выбор одежды — это выбор своего места на определенной
социальной орбите. Всегда будут скудоумные, потребители массовой
культуры и интеллектуалы; всегда будут поклонники пошлости и китча,
претенциозные снобы и те, кого отличают своеобразие и изысканно-утонченный
вкус. Так же всегда будут те, кто восторженно, но нерассудительно
принимают всё новое и непременно хотят «модничать». Они с доверчивостью
правоверного прихожанина слушают пошлые советы по телевидению,
легковерно внимают журнальным статьям, оплаченным рекламодателями,
по-видимому, не догадываясь, что на них хотят только заработать,
но никак не заботятся о формировании их вкуса. А это процесс долгий
и сложный, для некоторых непосильный, потому что истинный вкус
— результат не только заботливого домашнего и школьного воспитания,
но и «познаний тяжкая огромность» — самостоятельно накопленный
и осмысленный опыт: чтение классики и профессиональной литературы,
посещение художественных музеев, картинных галерей и специализированных
выставок, общение со специалистами, которых, к сожалению, намного
меньше, чем производителей масс-медийного суррогата.
......Нередко
случается, что ко мне обращаются с просьбой посоветовать, порекомендовать,
какую лучше подобрать одежду, причёску, макияж. Сначала я спрашиваю:
......—
Почему вы надели то-то и то-то?
......—
Сейчас так модно!
......—
Но ведь это подчеркивает недостатки вашей фигуры. Может, вам лучше
сделать так-то и так-то?
......—
Так сейчас никто не носит!
......Вот
и получается, что вроде и есть готовность стать лучше, но не хватает
интеллектуальной и эстетической отваги выглядеть иначе, чем все
остальные в их клане. Хотят подчеркнуть своеобразие, а на самом
деле подражают навязываемым стандартам; пытаются казаться свободными
и независимыми, а на самом деле попадают в добровольную кабалу
чьих-то мнений и чужих взглядов; считают себя дерзновенными и
решительными, а выходит, что их вкусами управляют, на них наживаются,
ими манипулируют, над ними иронизируют… Так, может, желание
модничать — это прямой путь к деградации?
......Непритязательный
вкус и неопределённость ценностных ориентаций молодежи объяснимы
и вызывают сочувствие (как всякая неполноценность), но когда «модничают»
те, кому за 30… те, кто руководят людьми… те, кто должны быть
законодателями вкуса… — «грусть-тоска меня снедает». Понаблюдайте
за посетителями «VIP-клубов» в «модных» и «статусных» (по их мнению)
одеяниях, привезённых с распродаж, — бессмертный образ Прони Прокоповны
меркнет. Посмотрите на дам из парламента в «по-модному гламурных»
нарядах и с манерами доярок — в цирке вам больше не смеяться.
Взять, к примеру, Верку Сердючку. Ах, да, она же не депутатка…
Но очень на них похожа.
......Взгляды
итальянского дизайнера мне близки и понятны: бывая во многих странах,
я видел людей, занимающих высокое социальное положение, и никогда
никто из них не был одет «по-модному». Но не подумайте, что их
наряды выглядели допотопными, всё было comme il faut. В этой одежде
их можно было увидеть двадцать лет назад — и они выглядели бы
так же безупречно, как сейчас. Я уверен, что в этих же нарядах
их можно увидеть через двадцать лет — и они по-прежнему будут
в ладу со временем. То же можно сказать об их ухоженных и элегантных
прическах. Выглядеть на все времена — это и есть «высший
пилотаж» вкуса!
......Вспомните
Одри Хепбёрн, Мирей Матьё, Жаклин Кеннеди, Сюзан Мубарак, Элину
Быстрицкую — они сами как фирменный знак! В отношении них слово
«мода» кажется убогим и ничтожным. Каждая из них, как Анна, героиня
толстовского романа, «…всегда выступала из своего туалета, что
туалет никогда не мог быть виден на ней… это была просто рамка,
и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе
веселая и оживленная». Обратите внимание: «рамка», не
рама!..
......Если
вы будете одеваться броско и модно — вы достигните лишь одной
цели: вас заметят. Если ваша одежда будет ухожена и красива —
вызовете симпатию, если создадите свой стиль — вас не забудут!