Автор статьи — Георгий Монахов, преподаватель делового этикета и имиджа

Бизнесмена воспитывают с детства
Георгий  Монахов Георгий  Монахов Георгий  Монахов Георгий  Монахов
Георгий Монахов :: Семинары по бизнес --- этикету :: расписание
Общественная деятельность, Георгий  Монахов
Статьи,  Георгия Монахова
ФОТО;  и смех, и грех
Георгий  Монахов, страница  занимательного этикета
Георгий Монахов, :: Мои друзья
Георгий Монахов :: Мои  кумиры
Георгий  Монахов :: Мои увлечения:  путешествия
 
 


оо
Моя соседка-первоклассница мечтает быть певицей. На вопрос «Почему?» ответила: «Хочу получать много денег!» Узнав, что в её возрасте я хотел быть учителем, моя собеседница заявила: «У них маленькая зарплата!» Предполагаю, что вы, как и я, выбирая будущую профессию, мало задумывались о деньгах: мы вдохновлялись иными целями, у нас были иные идеалы. Но то, что сейчас другое время и другие дети, необходимо учитывать в общении с ними. И, может быть, неплохо, что современное поколение прагматичнее, чем мы, и готово с меньшим романтизмом выбирать профессию. Задача учителя поддержать этот трезвый взгляд и использовать в своем воспитательном процессе.

ооС сакраментального вопроса «Кем вы хотите быть?» я начинал занятия по этикету в группе младших школьников воскресной школы. Потом мы вели беседу о том, как дети представляют свои трудовые обязанности. Затем переходили к разбору конкретных ситуаций: ты — посетитель, а ты — хозяин кабинета; «А кто хочет быть секретарем, переводчиком, менеджером? Кто шофером, который возит начальника?» На каждую роль в деловых играх находились желающие. Вы бы видели, с каким интересом и серьезностью малыши вручали друг другу визитные карточки, говорили по телефону, учились правильно приветствовать друг друга и прощаться, сидеть в кресле, вести диалог. По ходу деловых игр я приводил примеры из жизни бизнесменов, о том, к каким плачевным результатам приводят неумение общаться, отсутствие выдержки и грубость. Никаких наставлений! Памятуя слова Гиппократа: «Ученик — не чаша, которую надо наполнить, а факел, который надо зажечь», я помогал детям придти к нужным выводам, проанализировать случаи, которые они сами наблюдали в жизни. И если раньше для многих (что скрывать?) личность бизнесмена неразрывно ассоциировалась с образом бандита (ведь именно таким изображают его наши телесериалы), то со временем мои малолетки стали говорить: «Я таким не буду! Таким быть нельзя!» «Но ведь такие босяки, воры и мошенники и вправду есть в жизни!» — провоцировал я их. «Когда мы вырастим, мы будем по-другому вести себя!» А насчет зарплаты вывод напрашивался сам собой: чем лучше я буду работать, тем больше буду получать! В доказательство правильности этого умозаключения я нашел немало примеров не только из жизни современных деловых людей, но и своей: моя карьера бывшего сельского учителя также была тому подтверждением.

ооБеседуя о жизни бизнесменов, всем становилось ясно, что многое нужно знать и уметь: как вести себя за столом, в гостях, в театре, в транспорте; как вручать цветы и подарки, красиво танцевать, вести деловой разговор. Недаром Конфуций говорил: «Многими талантами и способностями нужно обладать, чтобы заменить ими этикет». «А на какие темы вы будете беседовать с иностранными бизнесменами? Вы сможете рассказать им об Украине, ее истории, природе, обычаях?» Так у моих юных коллег (а именно так я стал со временем называть их, и они этим очень гордились!) обострялся интерес и к другим школьным предметам, они поняли, что учиться им нужно вовсе не для оценки в журнале, а для того чтобы стать в будущем настоящими профессионалами. И это будущее теперь виделось им ясным, надежным и желанным.

ооИсходя из достаточно обширного круга интересов учеников, сложился комплекс тематических занятий. В конце каждого их них дети получали листы бумаги с контурами фигурок мальчика и девочки; мы обсуждали, как они должны быть одеты соответственно различным ситуациям (в школе, на улице, в кафе, на утреннике и т.д.), и с помощью цветных фломастеров «одевали» их. Потом дети стали приносить журнальные иллюстрации, и все сообща анализировали их. Со временем мы сделали вывод, что носить можно всё: и легкомысленную, и строгую одежду, но помнить только: где, с кем и когда. Так мы шли к формированию истинного вкуса, который Александр Пушкин определил как «чувство соразмерности и сообразности».

ооВсё поначалу было, казалось, хорошо. Но вот ко мне стали приходить мамы и бабушки и рассказывать такие истории: «Одеваю внучку в школу, а она говорит, что не наденет красные колготки и пышный бант, ведь она идет не на прогулку или на утренник, а в деловое учреждение!» Мальчики теперь непременно хотели ходить в галстуках и категорически отказывались надевать цветные свитера. Дома они требовали разрешить им правильно сервировать стол и заставляли всех домочадцев есть ножом и вилкой. К сожалению, это стремление не всегда было поддержано родителями и вызывало с их стороны только насмешки. Правда, были и любопытные папы, которые просились присутствовать на занятиях, потому что их чада, как оказалось, больше, чем они сами, стали разбираться в правилах общения.

ооА вот среди учителей, которые поначалу были приятно удивлены возросшим интересом к учебе, стали появляться… недовольные! Видя, что их неулыбчивые наставницы в теплую погоду ходят в школу в прозрачной блузе, черных чулках, белых босоножках и с ярко выкрашенными волосами, а зимой слагаемыми учительского наряда непременно являются свитер и сапоги, ученики с детской непосредственностью стали интересоваться, почему они нарушают требования деловой одежды. Печально, что учительница не нашлась ответить ничего, кроме: «Вы мне не умничайте! Это не ваше дело!» Она, как и многие ее коллеги, не являлась образцом хорошего вкуса и в стремлении совершенствовать его отставала от своих питомцев. Не будем кривить душой: далеко не все воспитатели понимают, что этикет — это роскошь вчера, необходимость сегодня и единственное условие для выживания завтра.

оо…Одно из наших занятий пришлось на начало сентября, когда в самый раз провести занятие о правилах составления и вручения цветов. Решили устроить конкурс букетов. Но нашей задачей было не просто проявить фантазию, а сделать все «по этикету»: типичные женские букеты — небольшие по размеру, составленные из мелкоцветов или полевых и луговых цветов, а мужские — из крупных цветов на высоких ножках и всевозможные «экзоты». Но для того, чтобы заработать высокие баллы, необходимо было прокомментировать вручение букетов. Дети рассказывали удивленным родителям и учителям, что на улице цветы вручают в упаковке, а помещении без нее — это основное правило. Но есть случаи, когда и в помещении упаковку не снимают. Во-первых, когда букет вручает посыльный (но при этом букет дополняется конвертом с визитной карточкой, на которой сделаны необходимые пометки о цели подношения). К тому же дома вручают свежесрезанные цветы, а на церемониях (вручение премий и наград, свадьба, встречи и проводы) букет должен представлять декоративную композицию. Второй случай, когда цветы остаются в упаковке: если их вручают уходящим. Например, женщине, прибывшей на деловую встречу, вы решили подарить цветы. Если вы это делаете вначале, то без упаковки, а если в момент прощания – в упаковке. То же в театре и на концерте: если преподносим в ходе представления – упаковку снимаем, если по окончании программы, под занавес, — в упаковке. И третий случай вручения цветов в упаковке: если упаковка – это часть декорации букета. Но не стоит принимать за декорацию бантики, ленточки, закрепленные на целлофане. Декоративные элементы всегда несут какой-то смысл, они не только украшают, но и делают букет значимым. Иногда это необычные, неожиданные элементы, особенно если они вызывают чисто личные ассоциации, наводят на приятные воспоминания. Так, на нашем конкурсе победил букет, составленный мальчиком для девочки, с которой он подружился летом в детском лагере на взморье. Поэтому основу композиции, кроме цветов, украсили морские камешки и ракушки. Цветы в корзинах следует дарить в случае, если после вручения не будет возможности заняться их аранжировкой или под рукой наверняка не окажется вазы. Поэтому букет, помещенный в изящную корзинку, уместно преподносить не дома, а на работе, на сцене, в школе. В этом случае цветы не постигнет участь оказаться со всеми другими в ведре с водой (а не такую ли «эстетику» видим мы в наших школах?).

ооПодведению итогов конкурса предшествовали сообщения о цветах в японской, арабской и европейской культурах; в заключение на суд зрителей была представлена инсценировка сказки Оскара Уайльда «Соловей и роза». Трудно сказать, чему были причиной слезы на глазах пап, мам и бабушек: то ли трогательная история английского писателя, то ли восторг от того, что их дети стали мудрее и духовно чище. Я же был рад, что занятия по этикету привнесли в мир детства частичку прекрасного, а мои ученики смогут теперь фильмам ужасов, скабрезным рассказам ровесников и впечатлениям подворотни противопоставить вдумчивый и творческий подход к жизни.

Георгий Монахов
преподаватель делового этикета и имиджа
0

 
 
 
Автор статей Георгий Монахов
....* Чтобы галстук не был удавкой
....* Когда вы спросите меня… (интервью)
....* Что такое дресс-код?
....* Организация банкетов в ресторане
....* Организация домашнего застолья
....* Интерьер офиса
....* Искусство употребления мужских ароматов
....* Косметика: радость открытия индивидуальности
....* Мужские украшения и аксессуары
....* Остров развлечений в океане есть... (Канарские острова)
....* Путешествие со знаками Зодиака
....* Наши соотечественники за границей
....* Путешествие на край света (Кейптаун)
 
[главная] [общественная деятельность] [фото-приколы] [статьи] [семинары по бизнес—этикету] [мои кумиры] [занимательный этикет] [фото: мои друзья] [мои увлечения] [контакты] [ссылки] [рассылка]
 
Георгий Монахов Георгий Монахов
Content.Mail.Ru