ооМоя соседка-первоклассница
мечтает быть певицей. На вопрос «Почему?» ответила: «Хочу получать
много денег!» Узнав, что в её возрасте я хотел быть учителем, моя
собеседница заявила: «У них маленькая зарплата!» Предполагаю, что
вы, как и я, выбирая будущую профессию, мало задумывались о деньгах:
мы вдохновлялись иными целями, у нас были иные идеалы. Но то, что
сейчас другое время и другие дети, необходимо учитывать в общении
с ними. И, может быть, неплохо, что современное поколение прагматичнее,
чем мы, и готово с меньшим романтизмом выбирать профессию. Задача
учителя поддержать этот трезвый взгляд и использовать в своем воспитательном
процессе.
ооС сакраментального вопроса «Кем вы
хотите быть?» я начинал занятия по этикету в группе младших школьников
воскресной школы. Потом мы вели беседу о том, как дети представляют
свои трудовые обязанности. Затем переходили к разбору конкретных
ситуаций: ты — посетитель, а ты — хозяин кабинета; «А кто хочет
быть секретарем, переводчиком, менеджером? Кто шофером, который
возит начальника?» На каждую роль в деловых играх находились желающие.
Вы бы видели, с каким интересом и серьезностью малыши вручали друг
другу визитные карточки, говорили по телефону, учились правильно
приветствовать друг друга и прощаться, сидеть в кресле, вести диалог.
По ходу деловых игр я приводил примеры из жизни бизнесменов, о том,
к каким плачевным результатам приводят неумение общаться, отсутствие
выдержки и грубость. Никаких наставлений! Памятуя слова Гиппократа:
«Ученик — не чаша, которую надо наполнить, а факел, который надо
зажечь», я помогал детям придти к нужным выводам, проанализировать
случаи, которые они сами наблюдали в жизни. И если раньше для многих
(что скрывать?) личность бизнесмена неразрывно ассоциировалась с
образом бандита (ведь именно таким изображают его наши телесериалы),
то со временем мои малолетки стали говорить: «Я таким не буду! Таким
быть нельзя!» «Но ведь такие босяки, воры и мошенники и вправду
есть в жизни!» — провоцировал я их. «Когда мы вырастим, мы будем
по-другому вести себя!» А насчет зарплаты вывод напрашивался сам
собой: чем лучше я буду работать, тем больше буду получать! В доказательство
правильности этого умозаключения я нашел немало примеров не только
из жизни современных деловых людей, но и своей: моя карьера бывшего
сельского учителя также была тому подтверждением.
ооБеседуя
о жизни бизнесменов, всем становилось ясно, что многое нужно знать
и уметь: как вести себя за столом, в гостях, в театре, в транспорте;
как вручать цветы и подарки, красиво танцевать, вести деловой разговор.
Недаром Конфуций говорил: «Многими талантами и способностями нужно
обладать, чтобы заменить ими этикет». «А на какие темы вы будете
беседовать с иностранными бизнесменами? Вы сможете рассказать им
об Украине, ее истории, природе, обычаях?» Так у моих юных коллег
(а именно так я стал со временем называть их, и они этим очень гордились!)
обострялся интерес и к другим школьным предметам, они поняли, что
учиться им нужно вовсе не для оценки в журнале, а для того чтобы
стать в будущем настоящими профессионалами. И это будущее теперь
виделось им ясным, надежным и желанным.
ооИсходя из достаточно обширного круга
интересов учеников, сложился комплекс тематических занятий. В конце
каждого их них дети получали листы бумаги с контурами фигурок мальчика
и девочки; мы обсуждали, как они должны быть одеты соответственно
различным ситуациям (в школе, на улице, в кафе, на утреннике и т.д.),
и с помощью цветных фломастеров «одевали» их. Потом дети стали приносить
журнальные иллюстрации, и все сообща анализировали их. Со временем
мы сделали вывод, что носить можно всё: и легкомысленную, и строгую
одежду, но помнить только: где, с кем и когда. Так мы шли к формированию
истинного вкуса, который Александр Пушкин определил как «чувство
соразмерности и сообразности».
ооВсё поначалу было, казалось, хорошо.
Но вот ко мне стали приходить мамы и бабушки и рассказывать такие
истории: «Одеваю внучку в школу, а она говорит, что не наденет красные
колготки и пышный бант, ведь она идет не на прогулку или на утренник,
а в деловое учреждение!» Мальчики теперь непременно хотели ходить
в галстуках и категорически отказывались надевать цветные свитера.
Дома они требовали разрешить им правильно сервировать стол и заставляли
всех домочадцев есть ножом и вилкой. К сожалению, это стремление
не всегда было поддержано родителями и вызывало с их стороны только
насмешки. Правда, были и любопытные папы, которые просились присутствовать
на занятиях, потому что их чада, как оказалось, больше, чем они
сами, стали разбираться в правилах общения.
ооА вот среди учителей, которые поначалу
были приятно удивлены возросшим интересом к учебе, стали появляться…
недовольные! Видя, что их неулыбчивые наставницы в теплую погоду
ходят в школу в прозрачной блузе, черных чулках, белых босоножках
и с ярко выкрашенными волосами, а зимой слагаемыми учительского
наряда непременно являются свитер и сапоги, ученики с детской непосредственностью
стали интересоваться, почему они нарушают требования деловой одежды.
Печально, что учительница не нашлась ответить ничего, кроме: «Вы
мне не умничайте! Это не ваше дело!» Она, как и многие ее коллеги,
не являлась образцом хорошего вкуса и в стремлении совершенствовать
его отставала от своих питомцев. Не будем кривить душой: далеко
не все воспитатели понимают, что этикет — это роскошь вчера, необходимость
сегодня и единственное условие для выживания завтра.
оо…Одно из наших занятий пришлось на
начало сентября, когда в самый раз провести занятие о правилах составления
и вручения цветов. Решили устроить конкурс букетов. Но нашей задачей
было не просто проявить фантазию, а сделать все «по этикету»: типичные
женские букеты — небольшие по размеру, составленные из мелкоцветов
или полевых и луговых цветов, а мужские — из крупных цветов на высоких
ножках и всевозможные «экзоты». Но для того, чтобы заработать высокие
баллы, необходимо было прокомментировать вручение букетов. Дети
рассказывали удивленным родителям и учителям, что на улице цветы
вручают в упаковке, а помещении без нее — это основное правило.
Но есть случаи, когда и в помещении упаковку не снимают. Во-первых,
когда букет вручает посыльный (но при этом букет дополняется конвертом
с визитной карточкой, на которой сделаны необходимые пометки о цели
подношения). К тому же дома вручают свежесрезанные цветы, а на церемониях
(вручение премий и наград, свадьба, встречи и проводы) букет должен
представлять декоративную композицию. Второй случай, когда цветы
остаются в упаковке: если их вручают уходящим. Например, женщине,
прибывшей на деловую встречу, вы решили подарить цветы. Если вы
это делаете вначале, то без упаковки, а если в момент прощания –
в упаковке. То же в театре и на концерте: если преподносим в ходе
представления – упаковку снимаем, если по окончании программы, под
занавес, — в упаковке. И третий случай вручения цветов в упаковке:
если упаковка – это часть декорации букета. Но не стоит принимать
за декорацию бантики, ленточки, закрепленные на целлофане. Декоративные
элементы всегда несут какой-то смысл, они не только украшают, но
и делают букет значимым. Иногда это необычные, неожиданные элементы,
особенно если они вызывают чисто личные ассоциации, наводят на приятные
воспоминания. Так, на нашем конкурсе победил букет, составленный
мальчиком для девочки, с которой он подружился летом в детском лагере
на взморье. Поэтому основу композиции, кроме цветов, украсили морские
камешки и ракушки. Цветы в корзинах следует дарить в случае, если
после вручения не будет возможности заняться их аранжировкой или
под рукой наверняка не окажется вазы. Поэтому букет, помещенный
в изящную корзинку, уместно преподносить не дома, а на работе, на
сцене, в школе. В этом случае цветы не постигнет участь оказаться
со всеми другими в ведре с водой (а не такую ли «эстетику» видим
мы в наших школах?).
ооПодведению итогов конкурса предшествовали
сообщения о цветах в японской, арабской и европейской культурах;
в заключение на суд зрителей была представлена инсценировка сказки
Оскара Уайльда «Соловей и роза». Трудно сказать, чему были причиной
слезы на глазах пап, мам и бабушек: то ли трогательная история английского
писателя, то ли восторг от того, что их дети стали мудрее и духовно
чище. Я же был рад, что занятия по этикету привнесли в мир детства
частичку прекрасного, а мои ученики смогут теперь фильмам ужасов,
скабрезным рассказам ровесников и впечатлениям подворотни противопоставить
вдумчивый и творческий подход к жизни.
Георгий
Монахов
преподаватель
делового этикета и имиджа
0
|