|
|
(Интервью с автором из журнала «Большая игра»)
|
оо— Георгий Александрович,
в интернете на сайте одной общественной организации о Вас сказано
следующее: «Есть люди, которых почитают за титулы. Есть те, кто
утверждает себя благодаря влиятельным связям. А есть те, чье имя
не требует ни званий, ни лучей чужой славы. Когда говорят «Георгий
Монахов», то все понимают, что речь идет о профессионале
высокого класса: талантливом преподавателе, имиджмейкере с истинным
вкусом, человеке, который с нерассуждающей щедростью делится с окружающими
уникальной информацией, парадоксальными суждениями, будь то на незабываемых
лекциях-концертах, статьях в прессе или книге-бестселлере «Мелочи
создают совершенство». Для студентов Дипломатической академии, Международного
института менеджмента, участников семинаров для топ-менеджеров встречи
с Георгием Александровичем всегда были событием.»
оо— Это
называется «Широко известный в узких кругах». Хотя, если не обращать
внимания на восторженность этих строк, то так оно, наверное, и есть.
Что касается влиятельных связей, то водку я с великими не пил и
историй об этом не придумываю. Звания, титулы, чины… «Чины людьми
даются, а люди могут обмануться». А ведь есть такие беззастенчивые
тетки, которые сами себе придумывают звания, которых им никто не
присваивал, и рассказывают истории, которые с ними никогда не случались.
оо— Скажите, но все
же приятно читать о себе такие восторженные слова?
оо— Как-то к Маяковскому подбежала
экзальтированная дама и стала восхищаться им и его стихами. Но
поэт был не из тех, кому можно покровительствовать; он сказал:
«В соседней комнате играет в бильярд отец девушки, в которую я
влюблен. Пойдите и скажите ему все, что вы обо мне думаете, —
ему будет приятно». Я тоже считаю, что сказанное обо мне, наверное,
приятно тем, кто общается со мной: моим друзьям, сотрудникам,
слушателям. А мне… Помните: «Хулу и похвалу приемли равнодушно»?
Слава и почести, наверное, приятны тем, на кого они сваливаются
неожиданно и незаслуженно, или кто получение их ставит своей целью.
Я бы не стал жить ради этого.
оо— А ради чего стоит жить?
оо— Каждый живет для удовольствия
и для счастья. Но у каждого они свои. Жаль, что мы не всегда это
понимаем, и потому часто делаем даже наших близких несчастными,
навязывая им свои идеалы и свой образ жизни. Именно это бывает
причиной семейных драм.
оо— И в этом случае не спасает
даже любовь?
оо— Мы как шаманское заклинание
повторяем: «Вера, Надежда, Любовь». А это — самообман. Ведь мы
забываем, что у них была мать Софья, то есть «мудрость». Ни вера,
ни надежда, ни любовь ничего не стоят, если они не поверяются
благоразумием.
оо— Значит, и жениться следует
по расчету, а не по любви?
оо— Давайте разберемся, что такое
любовь. По-моему, это потребность сделать близкому хорошее: наполнить
его жизнь смыслом, радостными событиями, помочь преодолевать трудности,
да и ему самому стать лучше. Чего бы это ни стоило. Даже ценой
самоограничений и жертв. Значит, любовь — это готовность к самопожертвованию.
Так любила меня моя бабушка, такая любовь описана в дивной повести
«Чайка Джонатан Левингстон». И, отправляясь под венец, нужно задуматься,
рассчитать: смогу ли я ограничить свои желания, чтобы сбылись
мечты моего избранника и он был счастлив со мной, хватит ли у
меня терпения, выдержки и физических сил, чтобы, придя уставшим
с работы, ласково и справедливо общаться с детьми, а не отгонять
их, как бездомных котят: «Не мешай, мне некогда!» Соломон это
называл «склонить сердце к размышлению». Если же вы не можете
«поверять алгеброй гармонию», то это не любовь, а всего лишь действие
гормонов. Наши журналы и телепередачи проповедуют именно такие
отношения, где присутствует только плотское.
оо— Но ведь и эта сторона отношений
важна, без нее не будет счастливой любви.
оо— Безусловно! Не берусь рассуждать,
какой мужчина нужен женщине, чтобы сделать ее счастливой, но знаю,
о какой женщине мечтает каждый мужчина.
оо— Ваши определения будут так
же афористичны?
оо— Постараюсь. Мужчина будет всегда
предан той женщине, которая сможет питать его физически, эмоционально
и интеллектуально. Питать, но не перекармливать!
оо— Иными словами, держать на поводке?
оо— Нет, ни в коем случае не надо
хитрить. Нужно быть рассудительным, но не «себе на уме». Всего
должно быть в изобилии, но всему знать меру. В физических наслаждениях,
в эмоциях, в интеллектуальном общении.
оо— Но ведь говорят, что мужчины
любят дурочек.
оо— Так ведь дурочки это и говорят!
Дурочек «пользуют», а спутницей жизни мужчина выбирает ту, которая
может помочь советом и принять нужное решение, дать ему информацию,
свойственную типично женскому воспитанию и образу жизни: например,
как одеться правильно и со вкусом, как вести себя в застолье.
Вот умничать, то есть перекармливать,— не нужно. «Все есть яд,
дело в дозе»,— говорили древние.
оо— А что такое «питать и не перекармливать»
эмоционально?
оо— Нужно быть столь мудрой душевно,
чтобы мужчина, даже будучи в плохом настроении, но, пообщавшись
с женщиной, мог сказать: «Мне грустно и легко, печаль моя светла».
Конечно, не избежать разногласий, споров, выяснения отношений,
но важно при этом не оскорблять человеческое достоинство, не задевать
самолюбие. Нужно помнить: мужчина психологически ранимее, чем
женщина.
оо— А как же «сильный пол»?
оо— Вот физически он и сильнее,
а психически ранимее. Дело в том, что все мужчины имеют комплекс
сексуальной неполноценности, выраженный в той или иной степени.
Это обусловлено природой, которая определила мужчину как производителя.
Всякому человеку свойственно анализировать свои достоинства и
недостатки, сравнивать, сомневаться в них. Из-за отсутствия правильного
сексуального воспитания и в семье, и в школе мальчик не находит
ответов на возникающие вопросы. Истории, услышанные в подворотне,
лишь извращают представление о половых контактах и приводят к
неправильной самооценке. Рассказать о своих сомнениях некому.
Сомнения порождают проблему. Проблема, не будучи разрешенной,
порождает комплекс. А тут рассказывают сексуальный анекдот, и
девушки смеются. «Вот так же они будут смеяться и надо мной»,—
думает юноша; ему неуютно в компании таких сверстниц. Еще кто-то
из представительниц прекрасного пола добавит: «Да, наши мужчины
ни на что не способны!» Ну, как вам такая эмоциональная подпитка?
оо— Да, действительно,
женщины иногда бывают неделикатны…
оо— А ведь восприимчивость
к чувствам другого и есть истинная воспитанность. Вот и получается,
что одни женщины трогают сердце, другие – застревают в печенках.
оо— В присутствии мужчин
далеко не все «женские» темы можно обсуждать. А наедине с подругой
можно ли поговорить о семейных проблемах, «поплакаться в жилетку»?
оо— Я убежден: как бы
несчастливо ни сложилась семейная жизнь, человек не имеет права
опускаться до жалоб на того, кого сам избрал спутником своей жизни.
Берите пример с Адама и Евы: они были идеальной супружеской парой.
Адаму не приходилось слушать рассказы о мужчинах, за которых она
могла бы выйти замуж, а Еве – о том, как хорошо готовила его мама.
оо— А как можно эмоционально
«перекармливать», разве плохо окружать близкого только положительными
эмоциями?
оо— Только положительными
— плохо; да это и нереально. Общаться нужно нейтрально. Сделал
что-то хорошее — вот тогда ласки, и они будут восприниматься как
награда. Сделал гадость — строгий разговор. Не истерика, не вопли
— это провоцирует обратную реакцию и приводит к неуправляемости.
Только сдержанный, строгий разговор. И не всегда делать выводы
сразу: пусть ваш партнер осознает происходящее. Так же нужно общаться
и с детьми: нейтрально, ласково, строго, — сообразно ситуации
и со здравомыслием. Пусть любые ваши эмоции будут поверяться мудростью,
рождены от матери Софьи.
оо— «Питать мужчину физически»
— это, по-видимому, кормить обедом и удовлетворять сексуально?
оо— Совершенно верно.
Но не перекармливать. И не «переедать самой». Я часто вижу: на
улице, в транспорте молодые «раскрепощенные» девчушки виснут на
ребятах, чмокают их беспрестанно — «перекармливают». Это надоедает,
приедается, на это потом не возникает аппетита, и их ласками только
лениво «закусывают», а не «гурманствуют». Не нужно изображать
недотрогу, но талантливо кокетничать, «возбуждать аппетит» следует
научиться. В этой «науке страсти нежной» имеют значение и ум,
и одежда, и запахи, и обстановка, в которой проходит общение.
Сидеть в подворотне в футболке, пропитавшейся запахом отроческого
тела, пить пиво и расшвыривать банки — в такой обстановке никаких
возвышенных чувств не возникнет.
оо— А какие женщины нравятся
Вам?
оо— Те, кто умнее меня.
Вам не кажется, что мои ответы — «ума холодных размышлений и сердца
горестных замет» — напоминают лекцию по этике и психологии семейной
жизни?
оо— Давайте вернемся к
Вашему творчеству.
оо— Лучше будем называть
это работой. В слове «творчество» есть возвышенное бескорыстие;
оно зовет проповедовать в пустыню и с мужеством всходить на плаху.
Я же, не скрою, работаю ради денег. Добросовестно, честно, иногда
трудно, но ради денег. Пушкин говорил: «Не продается вдохновенье,
но можно рукопись продать».
оо— Но «творчеством» называют
и неординарный подход, то вдохновение, с которым человек выполняет
свою работу. А все, кто бывал на Ваших лекциях, говорят, что при
информационной насыщенности это еще и театр одного актера.
оо— Что касается «театральности»
моих занятий, то мое глубокое убеждение: каждый учитель должен
владеть актерским мастерством, это непреложная составляющая его
профессии. Любые наставления должны быть прочувствованы и эмоционально
донесены до слушателя. Если этого умения нет, — сиди дома, пиши
статьи и книги, но не появляйся перед аудиторией.
оо— Но этому нужно где-то
и у кого-то учиться.
оо— Прежде должны быть
какие-то данные для занятия той или иной профессией. Заика не
может быть диктором, глухая — работать телефонисткой, слепой —
стать художником, тот, у кого нет актерских способностей — общаться
с аудиторией. Затем нужно учиться, а не просто мечтать о славе.
Учиться, начиная с азов, и продолжать постоянно совершенствоваться.
Вот ведущие многих наших телепрограмм, по-моему, понятия не имеют
не только о сценической речи, но элементарно не владеют навыками
выразительного чтения. Это стыдно. Непрофессионализм в работе
— это отсутствие человеческого достоинства. А как в этом случае
можно рассчитывать на уважение и симпатии?
оо— Как Вы развивали свои
способности и каковы слагаемые Вашего мастерства преподавателя?
оо— Учась в университете,
я досконально изучал методику преподавания. Еще будучи студентом
и придя на практику в школу, я уже чувствовал себя уверенно и
не волновался. Я вообще не знаю, что такое волноваться перед слушателями.
Мною владеет или радостная энергия, как при встрече с друзьями,
или боевой азарт, с которым выходишь сражаться и побеждать противников.
Но никогда — испуг или волнение. Когда «измучена гортань кровотеченьем
речи», устаёшь и внутренней энергии не хватает — тогда спасает
техника, отработанные приемы.
оо— Всегда ли Вы работаете
с удовольствием?
оо— У меня всегда такое
чувство, будто я исповедуюсь.
оо— А как Вы сейчас совершенствуетесь?
оо— Во-первых, постоянное
накопление информации. Ведь я, мало сказать, общаюсь, — я учу
опытных бизнесменов, специалистов, а потому не могу выглядеть
профаном. Мне нужно знать не только свой предмет, но и разбираться
в маркетинговых коммуникациях, менеджменте, не говоря уже о психологии
и социологии. Ведь от меня ждут конкретных рекомендаций, а не
только советов «мальчик встань, девочка сядь». Во-вторых, многократно
смотрю видеокассеты великих артистов: певцов, танцоров, драматических
актеров. Эдит Пиаф, Лайза Минелли, Грета Гарбо, Татьяна Доронина,
Михаил Барышников — это прекрасная школа актерского мастерства.
оо— И Михаил Барышников?
оо— А у кого же учиться
четким выразительным жестам, умению держать паузу, как не у танцовщика!
Еще слушаю записи Алисы Коонен, Федора Шаляпина, Лидии Руслановой,
Елены Камбуровой — какое владение голосом, интонацией, какие богатейшие
оттенки и неожиданные акценты! Разве можно, посмотрев концерт
Эдит Пиаф или послушав Лидию Русланову, потом говорить невыразительно?!
оо— Но ведь Вы говорите
о переговорах, деловых встречах, визитных карточках, а не о любви
и страданиях!
оо— Бывает, что рассказывать
об этом нашим бизнесменам — это и есть истинные страдания.
оо— Почему? Они чего-то
не понимают?
оо— Они все понимают,
но не всегда хотят принимать эту информацию на вооружение. Мне
приходилось читать анкеты зарубежных бизнесменов после семинаров
по деловому протоколу; почти все на вопрос «Собираетесь ли Вы
применять полученные знания в своей работе?» пишут: «Да, нужно
срочно все изменить!» Наши отечественные слушатели говорят: «Все
это правильно, но это так трудно внедрить в нашей жизни». Почему?
Разве для этого нужна сложная техника или большие капиталовложения?
Нет, для этого нужно изменить только себя, свои стереотипы. Бороться
с леностью, безволием, шаблонами очень трудно. Зарубежный бизнесмен
знает, что это необходимо, а нашего «топ-менеджера» приходится
убеждать, что отправляться в деловой мир без знания делового этикета
это то же, что посылать слона танцевать в посудной лавке. Такое
же отношение к своему профессионализму свойственно и депутатскому
корпусу, и правительственным чиновникам. «Кому оно надо, и так
сойдет!» Об их просчетах никто не говорит в глаза, потому им и
кажется, что все в порядке! Вот тут и помогают актерские навыки:
я пытаюсь им показать, как они выглядят со стороны. Они обижаются,
смеются, спорят, а потом подходят и с грустью говорят: «А ведь
оно на самом деле так и есть!» Проходит время, кто-то звонит,
или встречаешь кого-нибудь из бывших «несогласных», или получаешь
письмо: «Был в командировке за границей, я так себя уверенно чувствовал.
Они сами не всё соблюдают, но я знал, что и как надо, совсем не
комплексовал, не то, что раньше. Как я Вам благодарен!» или «Я
никогда не думал, что с помощью всех тех приемов, о которых Вы
рассказывали, можно действительно добиться гораздо большего. Я
провернул такую сделку! Скажу честно, делал все по Вашему конспекту!»,
«Георгий Александрович, Вы помните, как я спорила по поводу юбок
с разрезом и черных чулок? Потом, конечно, все переделала, как
Вы и говорили. Я теперь настоящая деловая женщина! Как я могла
раньше ходить с той прической и красить ногти фиолетовым лаком!
Мне стыдно вспомнить. Я так теперь счастлива!» Разве эти отзывы
могут сравниться с наградами и званиями?
оо— А Вы сами счастливы,
когда слышите такие слова?
оо— Да, наверное. Ведь
счастье — это быть кому-то нужным.
|
|
|
|
|